Похоронив мужа и оставшись с маленькой дочкой на руках, помещица Агафья Мельгунова решила уйти в монастырь. В Киевской Флоровской обители ей явилась Богородица. Иди, говорит, в землю, которую я укажу, там будет великая обитель, мой четвертый удел. Богородица имела в виду четвертый после Иверии (Грузии), Афона и Киева удел, где она . Что ж, Мельгунова отправилась странствовать. Как-то на пути из Мурома в Саров (не доходя до него километров пятнадцати) она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви (Никольской), в селе Дивеево. Забылась. И – снова видение. Богородица сказала: «Вот это место». Это было примерно в 1760 году. Побывав в Сарове, Агафья вернулась к месту видения и поселилась неподалеку. Здесь умерла ее дочь. Помещица поняла это как еще один знак. И правильно: женственный дух Дивеевского места силы любит говорить с людьми на языке смерти. Что странно: место не мрачное, скорее даже приветливое, а – страшное. Сравнить бы его с Саровом. Но туда не пускают. Там православные физики . Я говорил: к местам силы. Матушка Александра (таково монашеское имя Агафьи) поехала распорядилась имением и с 1765 года окончательно поселилась в Дивееве. На месте видения построила каменный храм во имя иконы Казанской Божьей Матери – вместо старого деревянного. А рядом, на земле, которую пожертвовала одна тамошняя помещица, – кельи для нескольких женщин. Это и было началом Казанской общины, легшей в основу Троицкого Дивеевского монастыря. Однако не матушка Александра сделала его тем, чем он впоследствии стал. В июне 1789 года, когда она умирала, настоятель Саровского монастыря Пахомий и два его монаха Исайя и Серафим шли по делу мимо Дивеева. По пути остановились, чтобы соборовать Александру. Тогда-то она и попросила не оставлять без попечения место указанное Богородицей. Пахомий поручил это дело Серафиму. На обратном пути три монаха уже не застали Александру в живых. И с тех пор Серафим ни разу не был в Дивееве. В смысле: не приходил туда при жизни, в физическом теле. Серафим (Прохор Мошнин) родился в 1754 году в Курске. Раз маленький Прохор взобрался на колокольню церкви, которую строила его семья, и сорвался. Упал с большой высоты, но остался невредим. С этого времени в нем стало крепнуть стремление к богу, которое и привело его в 1778 году в Саровский монастырь, где он вскоре заболел водянкой. Тело раздулось. На третий год болезни Серафиму явилась Богородица, сказала сопровождавшим ее апостолам: «Сей – от нашего рода». Потом коснулась жезлом бока больного. Из образовавшегося отверстия потекла жидкость. Болезнь отступила. Позднее Серафим ушел в глубину Саровских лесов и провел там почти безвылазно пятнадцать лет. Это было в духе времени. В конце 18-го века у некоторых русских людей была потребность уходить в леса, анахоретствовать, предаваться аскезе. Я уже писал об , вышедших из окрестностей , а также – ), который, кстати, провел некоторое время в Саровском монастыре. Серафим стал самым известным из таких подвижников. В 1810 году он вышел из леса, но продолжал свои подвиги: провел пятнадцать лет в затворе и первые пять из них – в полном молчании. Все это время Казанская обитель матушки Александры развивалась сама собой.25 ноября 1825 года (знаменательно: как раз между смертью Александра I и восстанием декабристов) на берегу реки Саровки неподалеку от монастыря Серафиму явилась Богородица. И сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафии?» Далее она в мельчайших деталях объяснила, как обустроить новую обитель рядом со старой, Казанской. Главный принцип: ни одной вдовицы, все должны быть девушками. Кончив речь, Богородица ударила жезлом о землю, и в том месте пробился источник. Нечто похожее произошло, когда она исцелила Серафима от водянки. В то время, настоятельницей Казанской обители была матушка Ксения, женщина строгая до жестокости. Монашки у нее буквально голодали. Когда Серафим об этом узнал, он вызвал к себе сестру-стряпуху и строго, страшно, грозно сделал ей выговор. Закончил так: «Нет, матушка, нет тебе моего прощения». Бедняжка вскоре после этого заболела и умерла. С чего бы это? Когда Серафим вышел из своего затвора, это был уже не тот человек, что ушел. Да и остался ли он после этого человеком? Скорей уж он стал духом, сгустком благодатной энергии, аккумулированной аскезой, и действующей как стихия, не считающаяся с глупыми людскими предрассудками. Конечно, это обычно формулируют в христианских терминах. Исцеленному им Серафим говорил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Пост, молитва, добрые дела и прочее – только средство для такого стяжания. Именно средства. Аскет пояснял: «Стяжание все равно, что приобретение, ведь вы разумеете, что значит стяжание денег». Мотовилов никак не мог это понять. Тогда Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божьем с тобою!» И весь заискрился. Мотовилову больно смотреть: «Из глаз ваших молнии сыпятся». Это – буквально. Что же удивляться тому, что кто-то мог умереть от гнева святого. За тридцать лет стяжания Серафим накопил такую энергию духа, что легко мог творить любые чудеса. Мог мгновенно перемещаться на любые расстояния, внушать человеку любые мысли, ясно видеть будущее, исцелять больных и так далее. В частности, он исцелил помещика Михаила Мантурова, болевшего каким-то ужасным воспалением ног. А исцелив, предложил послужить святому делу. Тот согласился и стал как бы роботом Серафима, заточенным на устроение Дивевской общины. Мишеньке (так Серафим его звал) пришлось продать свое имение, а на вырученные деньги купить участок земли рядом с Казанской церковью и пристроить к ней церковь Рождественскую, для новой общины. Впрочем, создание этой общины началось со строительства ветряной мельницы, от которой по замыслу Серафима (а точней – Богородицы) девицы должны были питаться. Первоначально их было двенадцать, по числу апостолов, а скорей – Пятниц (см. екст). Восемь из них были взяты из Казанской общины. В том числе и младшая сестра Михаила Мантурова Елена, которую Серафим назначил начальницей. Она была склонна к видениям. В юности увидела огнедышащего змея, парящего над ней, и после этого стала рваться в монастырь. Серафим все как-то тянул: ты, мол, должна выйти замуж. Тогда девушка отправилась в Муром и купила себе келью в монастыре (что очень симптоматично, если иметь в виду ). Серафим запретил ей Муром и вскоре отправил в Дивеево. Видения преследовали Елену до самой смерти. Смерть ее – поразительна. Серафим вызвал бедняжку и сообщил, что ее брату Мишеньке пора умирать. Дальше: «А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то… Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!» Едва выйдя из кельи Серафима, Елена упала. С тех пор начала угасать и скоро скончалась.Заместительная жертва. И одновременно – строительная. Когда что-то строят, в основу полезно положить какое-нибудь специально убитое существо. Похоже, и сам Серафим, упавший с колокольни, должен был стать таковым. стал строительной жертвой при домостроительстве дома Романовых. Иисус Христос лег «во главу угла» при основании Церкви. При строительстве четвертого удела Богородицы тоже нужна была жертва. Да и – не одна. В 1829 году, когда был уже готов храм Рождества Христова, Серафим велел строить под ним нижний храм – в честь Рождества Богородицы. Стали копать, и фундамент ослаб. Для укрепления надо было поставить четыре столба. Батюшка пришел от этого в полный восторг: «Во, во, радость моя! Четыре столба – четверо мощей! Радость нам какая!»Елена стала одной из жертв, легших в основание храма. За три года до нее, таская камни на его строительстве, надорвалась и умерла совсем еще девочка Марфа (Милюкова). Третья, разумеется, матушка Александра. Мощи всех трех сейчас лежат в том самом храме Рождества Богородицы. Но кто же четвертый? Может быть сам Серафим? Но он – в Троицком соборе Дивеева. Может, это дочь матушки Александры, которая (безымянная девочка) первой приняла смерть в этом чудовищном месте? Трудно понять, что конкретно имел в виду Серафим, поскольку после его смерти все смешалось в Дивееве.В Саровском монастыре нашелся послушник Иван Тихонов, который после смерти Серафима стал претендовать на попечительство над Дивеевскими сиротками. Мол, это батюшка ему поручил. Вряд ли. Иван был человеком глуховатым к духовным предметом. Зато он был хороший администратор и великий интриган. Видя, что нахрапом Дивевских девушек взять не удастся, он придумал объединить Мельничную и Казанскую общины. А там, под шумок слияний и поглощений, поставить свою настоятельницу. И действовать через нее. Это у него фактически получилось. В результате заветы Серафима были забыты, объекты, построенные его усилиями, уничтожены или закрыты. Была попорчена даже Канавка, которую преподобный заставил вырыть вокруг территории Мельничной общины и которой придавал особое мистическое значение: «Канавка эта – стопочки Божией Матери».
Места силы. Восьмидесятое Дивеево
Места силы. Восьмидесятое Дивеево
Комментариев нет:
Отправить комментарий